Мода 30-х годов XX века
«Ревущие двадцатые», явившиеся переломным периодом в истории мировой моды, остались позади. Мода 30 х годов начиналась в период «Великой депрессии». Осенью 1929 года на Уолл-стрит разразился банковский кризис, ставший началом мирового экономического кризиса. Разорились акционерные общества и банки, обесценились деньги, закрылись многие предприятия, общество накрыла волна безработицы.
В 1933 году в Германии к власти пришла партия национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером, пропагандирующая перспективы возрождения великой германской империи. «Великая депрессия» явилась «прелюдией» к Второй мировой войне.
В этот тревожный период зарождалась мода 30 х годов, более практичная и сдержанная в отличие от моды беззаботных «золотых двадцатых». Показная роскошь «эпохи «флэпперс» уступила место новой элегантности. Женский идеал постепенно утратил черты бьющей через край энергии, молодости, жизнерадостного мировосприятия, которые были свойственны предыдущему периоду. Женская мода ориентируется на более зрелый женственный образ.
Не все Дома высокой моды смогли приспособиться к новым временам и предложить стиль, который бы пользовался спросом в условиях «Великой депрессии».
Кризис поставил точку в жизни многих русских домов вышивок и домов моды, обосновавшихся на западе после революции в России. Вынуждены были закрыться такие знаменитые модные Дома как «Поль Пуаре», «Джон Редферн», «Дреколль», вместо них появляются «Мэгги Руфф», «Жак Дусе», в середине 30 х годов закончили свое существование «Мадам Шерюи», «Сестры Калло».
В то же самое время тридцатые годы были важным и плодотворным периодом для развития дизайна одежды - появлялись новые идеи и концепции в моделировании.
Несмотря на мировой кризис, открывались новые Дома моды: в 1930 году «Мейнбохер», основанный американцем Мэйном Руссо Бохером и получивший известность благодаря своей V.I.P. клиентке — американке Уоллис Симпсон — (герцогине Виндзорской), в 1932 году открылся модный дом «Нина Риччи», в 1933 - «Робер Пиге», в 1934 «Аликс Бартон», в 1935 - «Эльза Скьяпарелли», в 1936 году был открыт Дом моды «Катрин Парель», создательницей которого была эмигрантка из России Тея (Екатерина) Бобрикова, знаменитая манекенщица Дома «Ланвэн», её заведение просуществовало до 1948 года, в 1937 открылись модные дома «Жак Фат», «Жан Дэссе», «Кристобаль Баленсиага».
Продолжали свою работу Дома моды «Ланвэн», «Шанель», «Огюстабернар», «Марсель Роша», «Молине», «Жак Хейм», «Люсьен Лелонг», начавшие выпускать в этот период первые коллекции готовой одежды.
Именно в это время стало повышаться качество массовой готовой одежды, усложнился её крой. В США, где массовую моду формировал Голливуд, появлялись фирмы, торговавшие с помощью каталогов по почте, они распространяли популярные модели в миллионах экземпляров.
Символом моды эпохи кризиса стали длинные юбки, которые резко поползли вниз сразу после краха на нью-йоркской бирже. Первым длинные юбки и платья с линией талии на положенном месте в 1929 году стал предлагать Жан Пату, а затем все Дома моды начали удлинять свои модели, сначала до середины икры, а затем, почти до щиколотки. Модные дамы удлиняли старые юбки и платья, пришивая к ним клинья и оборки.
Простота, удобство и рациональность одежды являлись теми качествами, которые были необходимы массовой моде кризисных лет. Как и в военные времена в период депрессии, многим женщинам пришлось взвалить на свои плечи груз новых проблем. Это, конечно же, изменило модный образ - вместо раскованной женщины «золотых двадцатых» появились образы деятельных, сильных и, в тоже время, очень женственных представительниц прекрасного пола, выживающих в сложную эпоху.
В начале 30 х годов очень распространенной моделью были темные платья с белыми воротничками. Еще одна примета моды, наметившаяся уже в 30-е годы — широкие плечи в женской одежде. Плечи зрительно расширяли шарфы, сборки и крылышки на рукавах, с 1934 года за счет кроя шире стали сами плечи, а в 1936 году появились подплечники.
В 1932 году в США на экраны вышел фильм «Летти Линтон» с Джоан Кроуфорд в главной роли. Кинозвезда снялась в костюмах, созданных легендарным костюмером студии «Мэтро-Голдвин-Майер» Адрианом, который, чтобы подчеркнуть особенности фигуры актрисы, придумал для нее платья с расширенными юбками, уравновешивающимися пышными многослойными воланами на рукавах, что зрительно сильно расширяло плечи. Платья Джоан Кроуфорд стали настолько популярными, что копия одного из них, разрекламированная в торговом каталоге «Сире Робак», разошлась в полумиллионе экземпляров.
Такое понятие как единый ансамбль в женском костюме в сложившейся экономической ситуации постепенно стало исчезать из жизни, одеваться подобным образом было слишком расточительно для моды эпохи кризиса. В 1930-е годы ансамбль создавался не за счет цветового единства всех элементов костюма, а благодаря аксессуарам: шляпке, сумочке, перчаткам и обуви, которые должны были совпадать по цвету. Строго подобранные аксессуары, как правило, черного или коричневого, а летом - белого цвета, можно было носить с любым платьем или костюмом. Роль аксессуаров в моде 30 х годов была огромной, ведь для большинства женщин того времени новая шляпка или сумочка были единственным доступным способом следовать моде и внести новизну в свой образ.
Очень популярны в 30-е годы всевозможные шляпки - как крошечные, так и с большими полями, меховые горжетки из песца или чернобурки, меховые воротники, шейные банты, перчатки с большими раструбами, сумки-конверты. Так как настоящие драгоценности в период экономического кризиса были мало, кому доступны, в моде распространялась недорогая бижутерия.
Мужская мода, того времени, стала более консервативной. По-прежнему ее законодателем оставался принц Уэльский - Эдуард VIII, отрекшийся от престола в пользу своего брата Георга VI и принявший титул герцога Виндзорского. Он ввел в моду новую «небрежную», или «усталую», элегантность. Вернулись фраки, напоминавшие о начале века. В Голливуде фраки вошли в моду благодаря Фреду Астеру, считавшемуся одним из самых элегантных киноактеров того времени. Загорелый супермен с атлетической фигурой, по голливудским стандартам, являлся идеалом мужчины. Этот идеал на экране великолепно воплощали знаменитые актеры того времени Кэри Грант, Кларк Гейбл, Гари Купер. В массовой моде очень популярны стандартные костюмы с приталенными пиджаками и широкими плечами, к которым полагались брюки с отворотами.
Голливуд вообще оказал огромное влияние на моду 30 х годов. Во время тяжелейшего экономического кризиса кино практически стало единственно доступным развлечением для многих людей. Сидя перед экраном и переживая, наполненную событиями жизнь героев, многие отвлекались и забывали о собственных проблемах.
В начале 30 х годов с появлением звука и цвета Голливуд превратился в настоящую «фабрику грез». Увиденное на киноэкранах миллионами зрителей во всем мире, становилось образцом для подражания: модели платьев, прически, идеалы красоты.
Красота голливудских звезд была придуманной, тщательно сконструированной. Вклад в «неземные образы» вносили гримеры, костюмеры, осветители, операторы. Но эта «созданность», нереальность только усиливала привлекательность экранных красавцев и красавиц.
Благодаря Грете Гарбо, Марлен Дитрих, Кэрол Ломбард, Джин Харлоу, Мэй Вест появились новые идеалы женской красоты. Стало модно осветлять волосы при помощи пергидроля, делать перманентную завивку, использовать декоративную косметику, которая, однако, в отличие от грима 1920-х годов, должна была выглядеть естественно.
Помимо кино доступным развлечением 30 х годов оставался спорт. Во многих странах возникли гимнастические союзы и спортивные объединения, которые пропагандировали занятия спортом и здоровый образ жизни. Влияние элитарных видов спорта (тенниса, гольфа, авто - и авиаспорта), которые были популярны среди клиентов Домов моды, было заметно и в моде «от-кутюр».
Появилось огромное разнообразие купальных костюмов, в том числе и раздельные купальники, наделавшие много шума в обществе.
Спортивная одежда постепенно становилась одеждой для отдыха. Белый цвет одежды, характерный для летних видов спорта, например, для тенниса и парусного спорт, стал самым модным в первой половине 30 х годов. Спортивная одежда тех лет стала более короткой и удобной. И в мужской и в женской спортивной моде широко распространились шорты, которые в 1932 году впервые надел на корте теннисист Банни Остин, в 1933 году на Уимблдонском турнире — Элис Марбл.
Не утратил своей актуальности и трикотаж - свитеры, джемперы, кардиганы, пуловеры и даже костюмы и платья. Из спортивной одежды и одежды для пляжа и отдыха была заимствована манера носить летнюю обувь, в том числе и появившиеся в 30-е годы туфли с открытыми носком и пяткой, так называемые, «босоножки», которые надевали с белыми носочками или на голую ногу. Женщины летом в неофициальной обстановке могли позволить себе не носить чулки.
В 1930-е годы расширился ассортимент вечерней одежды. Модные дизайнеры 30 х годов предлагали носить нарядные блузки из парчи, гипюра, шелка, вечерние пижамы, длинные юбки или платья из тонких струящихся тканей, вечерние платья с жакетами, в моде меховые накидки и жакеты. Идеальным внешним обликом в 30-е годы обладала женщина с удлиненной стройной фигурой, с узкими талией и бедрами, небольшой грудью, перманентной завивкой на светлых волосах и легким макияжем с красной губной помадой. Силуэты одежды соответствовали фигуре, разнообразные композиции основывались на многочисленных вариантах драпировок, складок, на соотношениях блестящей и матовой фактур ткани.
В вечерней моде первой половины 30 х годов главенствовал стиль «неоклассицизм» - были чрезвычайно востребованы драпированные платья в стиле Мадлен Вионне, одной из самых значимых кутюрье того времени. Ее драпированные платья, виртуозно скроенные по косой (некоторые имели всего один шов или держались на одной лямке), стали одним из символов высокой моды. На создании драпированных моделей в неоклассическом стиле специализировались Жан Дэссе, Огюстабернар, салон «Аликс Бартон»». Жермен Кребс, работающая в тот период под псевдонимом Аликс Бартон, известная в будущем миру моды как мадам Гре, прямо на манекенщицах драпировала шелковую ткань или трикотажное полотно, создавая изысканные модели.
В вечерней одежде тех лет очень популярным был стиль «гламур», возникший в 30-е годы, благодаря голливудскому кинематографу . Во Франции этот стиль получил название «стиль Одеон» в честь знаменитого эстрадного театра.
Гламур был стилем кинозвезд в роскошных туалетах, созданных парижскими кутюрье и голливудскими костюмерами. До появления цвета основной декоративный эффект костюмов для кино достигался за счет выразительных фактур: в моду вошли блестящие материалы - атлас, ламэ золотого и серебряного цвета, парча, а также отделка из меха и перьев, вышивка пайетками, стразами, хрустальными блестками, туфли часто обтягивали золотой или серебряной тканью и украшали декоративными пряжками. С появлением в кинематографе цвета в середине 30 х годов, экранные образы кинодив становились все более и более роскошными.
Нарядные платья в 1930-е годы обязательно были длинными, часто с большими декольте или открытой спиной. Длина полагалась не только вечерним, но и коктейльным платьям. Популярный крой по косой позволял подчеркнуть красоту тела. В моду вошли танцы, которые можно было исполнять в длинных туалетах — фокстрот, свинг, танго. Тонкие облегающие фигуру платья, требовали не только идеальной фигуры, но и идеального белья. В 1931 году американская фирма «Lastex» предложила эластичное нижнее белье с латексом.
Во второй половине 30 х годов усилилась тенденция к применению корсетного нижнего белья — бюстгальтеры создавали пышную форму груди (фирма «Kestos»), а эластичные пояса для чулок утягивали талию и бедра.
В повседневной одежде первой половины 30 х годов, в моде геометрические рисунки - клетка и полоска, которые очень эффектно использовались в моделировании. Популярны цветочные узоры и горошек. Мелкие цветочные узоры - маки, васильки, ромашки, хризантемы - отличались натуралистичностью изображения. Из тканей в 30-е годы для повседневной одежды чаще всего выбирали полотно, муслин, перкаль, маркизет, файдешин, вискозу, всевозможные крепы и твиды. Пользовался успехом трикотаж - шерстяной, шелковый, хлопчатобумажный.
Очень популярной одеждой 30 х годов был женский уличный костюм, существовавший в самых разнообразных вариантах. Верхняя одежда – пальто и жакеты отличались необыкновенной элегантностью и многообразием фасонов. Для каждого вида одежды, в том числе и для костюма, было характерно большое разнообразие фасонных линий и отделок. Крой костюмов усложнился, стал опираться на геометрию, придающую силуэту четкость. Широко применялись в костюме декоративные детали, украшения.
Прямые свободные силуэты, характерные для моды 20 х годов, сохранились и в начале 30-х, но постепенно тенденция стала меняться, мягкие конструкции предыдущего десятилетия уступали место конструкциям с ломанными линиями, пальто из ткани и меха, как и остальная одежда, стали отличаться более сложным кроем с большим количеством декоративных элементов, под влияние приближающегося военного времени стали носить пальто с кожаными поясами, появились двубортные пальто, напоминающие военные шинели, пальто трапециевидной формы.
Во второй половине 30 х годов в моде преобладал стиль историзм или неоромантизм. Ожидание войны и осознание того, что старый мир вновь начинает рушиться, вызывали ностальгию по прошлому. В моду вошли мотивы костюма времен франко-прусской войны 1870-х, - шляпки, украшенные искусственными цветами с вуалетками, искусственные цветы, украшающие ворот костюма и даже турнюры в вечерних платьях. Пик неоромантизма пришелся на 1937 — 1938 годы, когда в Англии проходили торжества по случаю коронации Георга VI и состоялся визит королевской четы во Францию, английский модельер Норман Хартнелл специально для этих торжеств разработал платья в стиле моделей Чарльза Ворта 1860-х годов - с пышными юбками из тюля и затянутыми талиями, напоминающими о викторианской эпохе. Еще один источник историзма в моде — голливудские исторические фильмы: от «Дамы с камелиями» с Гретой Гарбо, до побивших все рекорды кассовых сборов «Унесенных ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом.
В коллекциях парижских кутюрье появилось множество заимствований из костюма 1860 — 1880 годов: замысловато украшенные шляпки, пышные вечерние платья, вновь стал популярным на время забытый бархат. Все это внесло изменения в модный силуэт. С 1936 года распространяются платья с подчеркнутой талией, расширенными плечами и расширенной, но укороченной юбкой. Одним из пропагандистов нового силуэта в форме буквы X стал Жак Хейм. Даже Мадлен Вионне с 1937 года отказалась от создания моделей с драпировками в античном духе, предлагая платья с пышными юбками из бархата и тюля с аппликациями из ламэ.
В конце 30 х годов в моде выявились две тенденции: стиль, предшествовавший «Нью луку» послевоенной эпохи, предложивший модели с затянутыми талиями и пышными юбками и стиль военного времени - силуэт в форме буквы X, укороченные юбки до колена, широкие плечи, пояса, накладные карманы.
С началом войны победила последняя тенденция, а второй пришлось дожидаться мирного времени, чтобы стать суперпопулярной с 1947 года. Очень модными в предвоенный период стали танкетки и платформы в обуви, которые в 1938 году предложили итальянский обувщик Феррагамо и парижский кутюрье Жак Хейм.
Легендарная Коко Шанель сумела «приспособить» свой стиль к новым требованиям, она предлагала белые вечерние платья из пике, муслина, органзы, а в качестве повседневной одежды простые платья и костюмы из трикотажного полотна. Конкуренция с Эльзой Скьяпарелли побудила Шанель к созданию более экстравагантных моделей. В 1937 году она поразила всех платьями из золотого ламэ, которые сравнивали с золотыми слитками, в 1938 году — «цыганскими» платьями с цветами и оборками национальных цветов Франции, платьями из кружев и гипюра.
В 1930-е годы самым модным направлением в искусстве был сюрреализм. В 1924 году французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма», в котором провозгласил рождение нового направления в искусстве.
Метод сюрреализма в моделировании одежды первой использовала Эльза Скьяпарелли, которая поддерживала дружеские отношения со многими сюрреалистами. Скьяпарелли была не только самым оригинальным кутюрье 30 х годов, но и одним из самых авангардных дизайнеров XX века в целом. Ее девизом были «универсальность, практичность, удобство», но на самом деле она стремилась поразить новыми идеями.
В 1929 году Эльза Скьяпарелли открыла свой магазин «Schiaparelli - pour la sport», в котором продавались свитеры и удобная одежда для спорта. В том же 1929 году Скьяпарелли предложила носить раздельный купальный костюм телесного цвета, который вызывал шок у публики на пляже. В это же период Эльза придумала костюм, состоящий из шести предметов, который можно было носить целый день, комбинируя между собой по-разному эти предметы — прообраз современного комплекта.
Оригинальность идей помогли Скьяпарелли благополучно пережить тяжелые времена «Великой депрессии» — клиентов становилось все больше, и она расширяла дело. В 1930 году Скьяпарелли увеличила ассортимент моделей, включив в свои коллекции дневные костюмы и вечерние платья, шляпы и аксессуары.
Дом Эльзы Скьяпарелли стал одним из ведущих домов моды в Париже. Она поражала современников своими авангардными коллекциями. Скьяпарелли первой стала включать в коллекции «фантазийные модели», не предназначенные для реальной жизни, главными в них были экспериментаторство и новизна идей. Но основой ее коллекций были классические формы — костюмы, жакеты, болеро, узкие платья и накидки. Многие из её идей, предложенных еще в 30-е и 40-е годы, реализовались в моде спустя многие десятилетия.
Элегантный шик моды 30 х годов создавался, прежде всего, в расчете на элитарных клиентов, остальным она оставалась малодоступной. Как и в любые времена, мода улиц отличалась от моды киноэкранов и глянцевых журналов. По сравнению с модой двадцатых годов тридцатые стали периодом отточенных форм, выверенных линий и новаторских идей в построении одежды.
Источник: "Мода в одежде и аксессуарах" словарь-справочник